Translate

пятница, 13 апреля 2012 г.



МИФ               





            В естественных науках используется такой вид исследования, как эксперимент и наблюдение.  Можно ли эти естественно испытательские методы хотя бы частично применить в философии? Возьму на себя смелость попробовать  это сделать,  и хотя бы отдаленно приблизится к соединению несоединимого.  Пусть поводом для этого эксперимента будет исследование феномена под названием миф. 


                Беру  свое личное мировоззрение в качестве контрольного образца и, для чистоты эксперимента, не буду по возможности использовать знания,  приобретенные мною в ходе изучения такого социально-исторического феномена как миф, что бы пронаблюдать исходные состояния  моего сознания до и после эксперимента. Т.е., я попытаюсь сделать упомянутый феномен моей личной проблемой, пропустить ее через себя, как участника социума, на судьбу которого так же влияют и мифы. 
                Для начала мне нужно найти следы мифов в моем сознании, памяти, поведении, мировоззрении, потом увидеть их в моем близком окружении, обществе.  Решая эту задачу с пристальным вниманием, я сразу обнаружила, что  отождествляю себя с женским полом, а ведь, наверное, в основе этого лежит миф еврейского народа из  его библейской истории  об Адаме и Еве. Так как  в этом мифическом возникновении человека не было никакой «она», а был только «он» - Бог, который сотворил себе подобие, которое тоже было мужского пола, а только потом из ребра этого подобия была сотворена женщина. Поскольку  ребро было собственностью Адама, то женщина  мифотворцем стала  определяться, как собственность Адама.  В последующем с позиции этого мифа стали устанавливаться патриархальные основы, а матриархальные канули в лету.  Конечно, полной чистоты эксперимента уже не получается, так как, неизбежно я начинаю использовать полученные ранее исторические знания, но вывод напрашивается такой, что мифы придумывают люди в угоду обслуживания своих интересов.  
                По мере размышления над понятием - миф возникают все новые и новые вопросы, которые мне предстоит, хотя бы частично, разрешить в данной работе, ибо в этой области знания океан данных, на усвоение которых не хватит моей жизни. 
                Первый вопрос, который у меня возник: «Лежит ли в основе мифа, какая - то реальность, или он полностью обслуживает иллюзию чего-то?»  Возьмем в качестве примера миф о сотворении Адама. Там сказано, что он первосотворенный, но это утверждение противоречит научным данным  в области генетики.  У женщины на одну хромосому больше, а когда эта хромосома  умерла, получился мужчина, т.е. такая себе мутированная женщина.  Выходит, что нельзя в полной мере доверять некоторым мифам, на предмет их истинности по отношению реальному положению вещей. Но,  несмотря на эту его – мифа неистинность возникло гендерное неравенство.   В итоге, только сейчас человечество выработало правовую систему, в которой имущественные права мужчины и женщины уравнялись, и на это понадобились тысячелетия, что свидетельствует о долгожительстве этого мифа. 
                Если миф возник до письменности, то сейчас трудно определить его исходный материал, а археология может лишь пойти вглубь истории мифа до точки начала письменности, и то, если обладатели письменности захотели сразу взяться за описание мифов, а не за ведение хозяйственных записей.  Конечно, языковедение может углубиться дальше археологии, находя в языковых формах более древние пласты, если не запутается в интерпретациях.
                Чтобы не выпасть из рамок исследования я буду применять метод «относительного агносцизма», который в последующем попытаюсь разработать в другой работе. Т.е., с этой точки зрения я буду считать, что не каждый предмет познаваем на текущий момент, так как в будущем будут сделаны открытия в области лингвистики, археологии, этнологии, культурологи  и прочих наук, которые в большей мере сделают тот или иной предмет и объект познаваемым.
                Чтобы глубже понять природу мифов нужно наблюдать, как они возникают в настоящее время. Например: миф о сингулярности, о взрыве, создавшем феноменальный мир из ноуменального, о первичном бульоне и происхождении из него жизни и т.д.  Выходит, что к созданию мифов так же причастна и наука, выдвигающая свои теории, гипотезы  и, не имея возможности их доказать на текущий момент.  Как миф, так и научная теория существуют за чет  веры людей в их истинность.
                Правда, наука не так агрессивна в навязывании своих воззрений, как религия. Чтобы защитить миф от критики, мифотворцы отказались от своего авторства и приписали его Богу. Потом внушили страх перед Богом, а потом уж мало кто рисковал с ними поспорить.
                Как же мифы попали в мое сознание?  До рождения я была для них недосягаема, а после мифами со мной поделилось мое окружение и общество. Т.е. социум, воспользовавшись моей изначальной беспомощностью, навязал мне мифы.  Это насилие над моим сознанием сделало его отчасти мифологическим.  Миф подобно вирусу мутирует и приспосабливается к существующим условиям, чтобы выжить, и об этом заботятся идейные наследники мифотворцев, которые редактируют его, убирая противоречия, придавая ему большую детальность, наглядность и выразительность. Попросту говоря, миф обрастает историческими наслоениями. Например, раньше дьявол был ангелом, который доносил Богу о людских прегрешениях, потом из него сделали монстра и противника Бога. Потом Бог очутился на месте сверх «Я» в сознании человека, и стал его беспощадным цензором, сделав человека хронически виновником перед Богом и неизлечимым невротиком. И так миф о Боге стал частью непосредственного сознания человека, стал в нем жить и влиять на поведение, а те, кто заинтересован влиять на большие массы людей, постоянно вносят поправки в догматы веры, или придумывают новые священные писания, получаемые то на горе Синай, то в Аравийской пустыне непосредственно от Бога. Миф на достоверность проверить невозможно, особенно, когда его источником является сон Иосифа, отчима Христа.  А уж если кто-то рождается от Духа Святого, то Богохульнику не избежать инквизиции.  Выходит, что мифы навязываются и с помощью насилия, и в политических целях тоже, когда князь Владимир Русь крестил.
                Моя душа против всего этого, но ведь душа это тоже религиозный миф.  Вот так миф меня везде настигает, везде влияет на мою судьбу и выбор.  Этот феномен досаждает не только мне из нутри, но и во внешнем мире может спровоцировать ко мне агрессию окружающих, например, за мое инакомыслие, или спровоцировать джехад между народами.
                Все эти проблемы говорят о том, что с мифами нужно серьезно считаться и не обходить их научным вниманием  и философским осмыслением. Вот из-за этого я и выбрала эту тему, чтобы хотя бы для себя уяснить истину об этом социально-культурном и историческом феномене.
                Естественно, лично для меня эта проблема неподъемная, и мне придется воспользоваться помощью великих мыслителей, таких, например, как Мерчи Элиада, и в конце эксперимента посмотреть, что изменилось в моем мировоззрении, что сделало меня свободнее от подспудного и подсознательного влияния мифов на мое поведение и жизнь.  Стану на время «черным ящиком» и сделаю замеры на его входе и выходе, а по результатам сравнения сделаю выводы, что же произошло в самом «черном ящике».
                Познание, как луч фонарика в кромешной тьме, выхватывающего какой-то маленький фрагмент бытия, по которому невозможно представить его целостную картину. Но «прожектор» Мерчи Элиада поможет увидеть мне хоть чуть-чуть больше в безбрежном океане познания феноменального мира и его частного фрагмента под названием «миф».

               Лидочка - дочка  начала писать дипломную работу.

                

Комментариев нет:

Отправить комментарий